1...В общих чертах попытаюсь ответить на ваш вопрос, но считайте это сугубо моим личным мнением.
Сам по себе способ дыхания ничего никуда не оборачивает и не омолажиает. Это просто - движения диафрагмы. Йогичские асаны тоже называют позами "остановленного времени", но формы в голом виде остаются лишь обычными физ. упражнениями.
Лишь когда в упражнение вовлекаются одновременно физический и энергетический аспекты, связанные посредством дыхания, и построенные в правильном порядке, соответствующем законам внутренней энергетики и обеспечивающем безопасность работы с ней, запускается процесс чистки каналов, гармонизации и накопления энергии.
А вот уже данный процесс в целом и является инструментом, вытесняющим из организма как сами патологии, так и их причины (по крайней мере от физического до эфирного уровня проявлений), регенерирующим пораженные клетки (поддающиеся регенерации), частично влияющим на чувственную и ментальную сферы в плане стабилизации психики. Что, в свою очередь, и является "омолаживающим" фактором.
Потому комплекс построен автором так, чтобы запустить этот процесс с учётом всех принципов изложенных выше и сделать его максимально эффективным. Грамотная работа с энергией подразумевает поступательную активацию, начиная от "нагнетания" в нижнем даньтянь , и запуска по заднеесрединному меридиану - 2-е РД (где работа шейным отделом и верхний замок помогают "прокачать" её через наиболее труднопроходимые узкие "затромбованные" участки верхнего уровня).
Но как для физического тела, работа на сгиб, должна компенсироваться работой на разгиб - 3 РД, так и в плане энергетики, переизбыток ян при нагнетании, в данном случае, ВЕРОЯТНО, компенсируется естественным дыханием в 3-м упражнении, основной целью которого (упражнения), является МЯГКАЯ активация среднего даньтянь и прокачка энергии через среднюю трудную зону (пробку) в области сердца грудного отдела позвоночника. Принцип компенсации очень важен, т.к. обеспечивает поступательность и безопасность любой подобной практики, мягкий, и гармоничный её ход, следовательно - продуктивное освоение. Любые крайности вместо положительного эффекта могут нанести вред. (Это - ответ на Ваш вопрос).
4-е РД носит двоякий характер. С одной стороны, оно является как бы более глубоким вариантом, соответственно - продолжением 3-его, с другой, - отражением 2-го РД, только с упором на прогонку энергии по переднесрединному меридиану и её прокачкой через нижнюю "пробку" (застойную зону)в области крестца, за счёт прокачки тазом.
5-е РД - результирующее, в плане прокачки энергии по всей микрокосмической орбите, где "неестественное" (в отношении динамики) дыхание, делает его максимально эффективным в энергетическом смысле. О "встречном" дыхании здесь говорить не совсем корректно, возможно я не правильно выразился в предыдущем сообщении, если Вы так поняли. Речь шла о физиологической "неестественности" синхронизации движения и типа дыхания (вдоха-выдоха), без учёта энергетической задачи данного упражнения.
6-е РД - нагнетает кровь, кислород и, соответственно, энергию в верхний даньтянь, целенаправленно активируя верхние чакры и "промывая" головной мозг. А когда энергетика и психика практикующего к этому готова, 6-е РД играет катализирующую роль в процессе подъёма кундалини.
2…Наиболее точный ответ по этой теме (дыхания) прослеживается в сноске из форума Чжэнь Дао.
Нельзя натягивать один и тот же принцип и понятие на все практики. На то они и практики, каждая вносит свои коррективы в этот принцип, обуславливая своё индивидуальное действие. Chello был прав в отношении заданного ему вопроса и конкретной практики, Ян Цзюнмин прав в отношении общих принципов, не завязанных на конкретную практику.
Во многих комплексах цигун, также, как при выполнении тайцзи и сидячей даосской или буддийской медитации, на достаточно высокой стадии погружения в релаксацию прямое (постнатальное) дыхание, используемое на начальных этапах практики, заменяется на обратное (встречное, пренатальное), что необходимо для более мощного задействования энергетики нижнего центра и её накопления без лишних потерь. Т.е., мы, делая одну и ту же практику, меняем ян на инь (или наоборот).
В случае "Ока" сама физиология движения во 2-м и в 5-м ритуальных действиях не стыкуется с физиологией дыхания, согласно общепринятым принципам такого согласования как в цигун, йоге, так и вообще в физиологии, когда на разгибе и раскрытии грудной клетки делается вдох, на сгибе и сжатии - выдох. Но эти принципы работают и применяются не везде, а там, где основной или начальный упор направлен в основном на нормализацию общей физиологии и подготовку дыхательной системы к более серьёзным нагрузкам.
Таким образом, в "Око", автоматически, за счёт сопряжения определённой динамики и дыхания, в данных РД происходит смена прямого дыхания на обратное. Инь-Ян меняются местами) За счёт этого достигается мощная поступенчатая активация нижнего, среднего и верхнего даньтяней (аккумулирующих энергоцентров) естественным образом, в результате - запускаются те самые вихри) Именно в этой связи, практика "Ока" должна рассматриваться как довольно действенная энергетическая и требующая обязательного соблюдения принципа постепенности при своём освоении, т.е. - 3, 5, 7...и т.д.
Что касается общего понятия - иньский комплекс или янский, мне кажется, для практикующего должна быть важна сама практика, а не рассуждения к какому виду она относится. Но коль так много интересующихся данным вопросом, подумайте просто логически: к иньским воздействиям всегда относились воздействия с целью седатации, расслабления, распределения (энергии), успокоения, охлаждения (к примеру - шавасана по общему эффекту); к янскому воздействию относится активация, пробуждение, накопление, разогрев и т.п. В ходе самой практики воздействие может меняться с целью гармонизации и компенсации, но в целом комплекс является каким?... Очевидно - янским... Потому непродолжительная шавасана или другое релаксационное действие после него желательно, как компенсирующее и мягко гармонично перераспределяющее ту энергию, с которым вы работали во время практики.