ФОРУМ ОКО ВОЗРОЖДЕНИЯ - ПЯТЬ ТИБЕТЦЕВ - ВОПРОСЫ & ОТВЕТЫ - ПЕРЕХОД НА ГЛАВНЫЙ САЙТ ОВ & +++

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Интересные факты

Сообщений 1 страница 10 из 123

1

http://antwrp.gsfc.nasa.gov/apod/image/0908/drad_daly.jpg

D. Бактерии радиуса: кандидат Астронотс

Объяснение: Эти бактерии могли выжить на другой планете. В Земной лаборатории, Deinococcus radiodurans (радиус D.) переживают чрезвычайные уровни радиации, чрезвычайные температуры, обезвоживание, и подвергание genotoxic химикатам. Удивительно, у них даже есть способность восстановить их собственную ДНК, обычно в течение 48 часов. Известный как extremophile, бактерии, такие как радиус D. представляют интерес для НАСА частично, потому что они могли бы быть приспосабливаемыми, чтобы помочь человеческим астронавтам выжить на потусторонних мирах. Недавняя карта ДНК радиуса D. могла бы позволить биологам увеличивать свои навыки выживания со способностью произвести медицину, чистую воду, и кислород. Уже они были генетически спроектированы, чтобы помочь вымыть пролития ядовитой ртути. Вероятно одна из самых старых выживающих форм жизни, радиус D. был обнаружен случайно в 1950-ых, когда ученые, расследующие методы сохранения пищи, не могли легко убить это. Изображенный выше, Deinococcus radiodurans растут спокойно в блюде.

2

http://antwrp.gsfc.nasa.gov/apod/image/1001/voynich_schaefer.jpg

Таинственная Рукопись Voynich

Объяснение: древний текст не имеет никакого известного названия, никакого известного автора, и не написан ни на каком известном языке: что это говорит и почему у этого есть много иллюстраций астрономии? Таинственная книга была когда-то куплена императором, о котором забывают относительно полки библиотеки, проданной за тысячи долларов, и позже пожертвовала Йельскому университету. Возможно написанный в 15-ом столетии, объем на более чем 200 страниц известен последний раз как Рукопись Voynich, после (заново) исследователь в 1912. Изображенный выше иллюстрация из книги, которая, кажется, так или иначе связана с Солнцем. Книга маркирует некоторые участки неба с незнакомыми созвездиями. Неспособность современных историков астрономии, чтобы понять происхождение этих созвездий возможно затмевается неспособностью современных дешифровщиков понять текст книги. Может эклектичный мозговой трест читателей APOD делать какие-нибудь успехи? Если Вы думаете, что Вы можете обеспечить любую способность проникновения в суть, вместо того, чтобы послать нам электронную почту, пожалуйста участвуйте в новом обсуждении онлайн. Сама книга остается в редкой книжной коллекции Йельского университета под MS "числа каталога 408."

3

http://antwrp.gsfc.nasa.gov/apod/image/0908/perseids09081213_peterson.jpg

Perseids от Персеуса

Объяснение: Где все эти метеоры, прибывающие из? С точки зрения руководства на небе резкий ответ - созвездие Персеуса. Именно поэтому душ метеора прошлой недели был известен как Perseids - метеоры, все, кажется, происходят из сияющего к Персеусу. Три размерностно, однако, развалины размера песка, удаленные из Кометы гыстро-Tuttle, следуют за четкой орбитой о нашем Солнце, и часть орбиты, которая приближается к Земле, суперизложена перед Персеусом. Поэтому, когда Земля пересекает эту орбиту, сияющий пункт падающих развалин появляется в Персеусе. Изображенный выше, сложное изображение душа метеора Pereids этого года показывает много ярких метеоров, которые пронеслись через небо 12 августа. К удивлению многих, следующей ночью, 13 августа, также показал много метеоров. Душ метеора Leonids этого года в ноябре, как ожидают некоторые, будет исключительно активным, возможно производя целых 500 метеоров в час.

4

Зеркала души
http://www.interesno.dn.ua/images/stories/pricols/fotki/26_07_08/47eye.jpg

Человек видит не глазами, а посредством глаз, откуда информация передается через зрительный нерв, хиазму, зрительные тракты в определенные области затылочных долей коры головного мозга, где формируется та картина внешнего мира, которую мы видим. Все эти органы и составляют наш зрительный анализатор или зрительную систему. Наличие двух глаз позволяет сделать наше зрение стереоскопичным (то есть формировать трехмерное изображение). Правая сторона сетчатки каждого глаза передает через зрительный нерв "правую часть" изображения в правую сторону головного мозга, аналогично действует левая сторона сетчатки. Затем две части изображения - правую и левую - головной мозг соединяет воедино. Так как каждый глаз воспринимает "свою" картинку, при нарушении совместного движения правого и левого глаза может быть расстроено бинокулярное зрение. Попросту говоря, у вас начнет двоиться в глазах или вы будете одновременно видеть две совсем разные картинки.

Эффект Мандельбаума — оптический эффект, заключающийся в том, что в условиях плохой видимости взгляд человека фокусируется вблизи. Впервые был зафиксирован Мандельбаумом в 1960 году. Из-за того, что грязные стёкла могут усиливать этот эффект, пилот или водитель может не заметить препятствие или опасность; именно поэтому эффект Мандельбаума — важный аргумент в пользу того, чтобы всегда держать стёкла любого транспорта чистыми. Когда видимость низкая, например, ночью в грозу или туман, глаз стремится расслабиться и сфокусироваться на наилучшем расстоянии, которое называется «пустым» полем, или фокусным расстоянием глаза в темноте. Это расстояние обычно меньше одного метра, но оно сильно различается у разных людей. Было показано, что эффект Мандельбаума - это не ошибка в результате неадекватной рефракции. Эффект обусловлен обычной изменчивостью восприятия мозга, а не конструктивными особенностями глаза. Как и в случае авиационной ситуации потери ориентации в пространстве, установлено, что у некоторых людей эффект Мандельбаума проявляется в значительной степени, а у некоторых вообще не проявляется. У пилотов и водителей в условиях плохой видимости, по-видимому, существуют стойкие особенности зрительного восприятия. Все еще исследуются способы компенсации эффекта Мандельбаума.

5

Не открытые планеты?

«Направив зеркальный телескоп с фокусным расстоянием в 16.5 дюйма... в сторону Венеры, – записал он в дневнике наблюдений, – я увидел маленькую звезду совсем рядом с планетой; я взял другой телескоп с тем же фокусом, увеличивающий в 50–60 раз... Венера была видна очень четко, ибо воздух был чист, и, подняв увеличение до 240, к своему глубокому удивлению обнаружил, что эта звезда имеет ту же фазу, что и Венера (если у объекта наблюдается та же самая фаза или пятна на солнце и тени, значит, это нечто находится близко к Венере, а не является далекой звездой)... Диаметр этого тела был приблизительно в треть или чуть меньше диаметра Венеры, его свет не обрисовывал форму... этим утром в течение часа я видел его несколько раз. Потом солнечный свет затопил все, и я потерял и планету, и тело – примерно в восемь с четвертью. Потом я пытался найти это тело каждое следующее утро, но больше мне этого не удалось».

Шорт был лучшим создателем телескопов тогдашнего времени и вряд ли бы обманулся «призраком Венеры», то есть внутренним отражением в хрусталике глаза, как предполагали некоторые. Были и другие астрономы, которые видели этот спутник Венеры: дважды Жан Доменико Кассини, открывший четыре спутника Сатурна – в 1672 и 1684 годах; Андреас Мейер в 1759-м; Т. В. Вебб в 1823 году и М. Штуйванерт в 1884-м.

Немецкий астроном из Аугсбурга Штарк видел 9 октября 1819 года, как нечто похожее на неизвестную планету пересекло солнечный диск. То же самое он наблюдал 12 февраля 1820 года. Во второй раз Штарк описал его как «отдельное круглое пятно с четкими границами, как небесное тело с признаками атмосферы, исчезнувшее к вечеру того же дня» – как будто это была планета с орбитой внутри земной.

«Двадцать шестого марта 1859 года французский астроном-любитель, сельский врач Лескарбо наблюдал планету, подошедшую к Солнцу ближе, чем Меркурий. Он видел, как планета пересекла солнечный диск, потом, вынужденный оторваться от увлекшего его занятия, ради осмотра больного, Лескарбо завершил наблюдения и записал их мелом на сосновой доске».

Свидетельство сельского врача оказалось достаточным для того, чтобы убедить известного астронома Леверье в существовании неизвестной ранее планеты. Леверье предположил, что именно влиянием гравитационного поля новой «планеты Вулкан» можно объяснить превышение перигелия Меркурия (самой близкой к Солнцу точки орбиты) на 43 дюйма, наблюдаемые каждые сто лет. К несчастью, планета Лескарбо-тоже названная Вулканом, – так ничем больше не доказала своего существования, и теперь большинство астрономов полагают, что сельский доктор, как и сотни других людей, просто были обмануты каким-то до сих пор не изученным эффектом.

Вулкан – планета некода бывшая или будущая?

Еще в дописьменные времена наблюдатели неба заметили пять ярких точек, которые не двигались вместе со звездами. Эти планеты – Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн – вошли в астрологию и легенды. Примерно в XVII веке сама Земля была признана членом семейства Солнца. Уже упоминавшийся астроном Уильям Гершель в 1781 году открыл планету Уран. В 40-х годах XIX века Леверье и английский астроном Джон Ада незначительные отклонения в орбите Урана, что привело в 1846 году к открытию планеты Нептун, а через 84 года подобное же исследование для Урана и Нептуна позволило открыть еще одну планету – Плутон, девятую, самую отдаленную от Солнца.

Но время от времени признается и десятая – Вулкан. Существование ее, этой небольшой планеты, предположительно вращающейся вокруг Солнца по орбите более близкой к нему, чем у Меркурия, было в 1859 году подтверждено авторитетом ни много ни мало, а всемирно знаменитого Леверье. Его предположение было вызвано наличием крохотных отхождений Меркурия от его рассчитанного пути. Пересмотрев все астрономические записи, он нашел множество сообщений о маленьком черном диске, который проплывает на фоне Солнца. Из этих сообщений Леверье отобрал наиболее детальные и подсчитал, что Вулкан должен двигаться по орбите, удаленной приблизительно на 13 м от Меркурия и совершаетоборот вокруг него за 20 земных дней.

Было ясно, что новые наблюдения Вулкана потребуют большого умения, да и просто удачи. Значительную часть времени это небесное тело терялось в сиянии лучей Солнца. Только во время эклиптики или собственных пересечений Солнца – когда его легко можно спутать с солнечным пятном – Вулкан и можно обнаружить. Леверье предсказал, что лучшим временем для наблюдений явится 22 марта 1877 года. В последующие за этим предсказанием годы (еще раз напомним, что оно было сделано в 1859 году) были опубликованы еще несколько сообщений о Вулкане, и он оказался в списках планет в некоторых учебниках по астрономии. Тем более обескураживающим было в 1877 году наблюдение, не обнаружившее и следа Вулкана. Но надежда увидеть его снова возникла в следующем году, когда два американских астронома, изучавших эклиптику из двух разных мест в штатах Вайоминг и Колорадо, установили, что некое небесное тело, не являющееся ни одной из известных звезд, появилось в виде пятна рядом с Солнцем. Обозреватель из журнала «Попьюлар сайенс» сообщал: «Интересные наблюдения профессора Уотсона и мистера Свифта не только стимулировали астрономов возобновить поиски планеты, столь счастливо попавшейся им на глаза, но и должны также привести к более тщательному изучению пространства внутри орбиты Меркурия. Нет ничего невероятного в том, что обнаружение Вулкана окажется только первым из серии подобных открытий».

Но – увы. Наблюдения, подававшие надежду Уотсону и Свифту, не повторились, и другие астрономы – достаточно часто терпевшие неудачи и оттого весьма осторожные в отношении существования новых Вулканов обвинили их в научной неаккуратности.

Винокуров И. В., Непомнящий Н. Н.

6

Как Красный Крест перешагнул международные границы?

http://shkolazhizni.ru/img/content/i28/28494.gif
Знак Российского общества Красного Креста за Русско-турецкую войну 1877-78 гг.

Идея создания международной организации, которая могла бы оказывать помощь жертвам войны по обе стороны фронта, родилась у швейцарца Анри Дюнана. Этому предшествовало его участие в помощи раненым во время франко-итало-австрийской войны 1859 г. и изучение опыта помощи раненым в ходе Крымской войны 1854-55 гг., когда с российской стороны активно работали сестры милосердия Крестовоздвиженской общины, а со стороны союзников - сестры милосердия под руководством Флоренс Найтингейл.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i28/28469.jpg
Анри Дюнан

В начале февраля 1863 года Женевское общество поощрения общественного блага решило создать комиссию для реализации идеи Дюнана. 17 февраля комиссия, состоявшая из 5 человек, включая Анри Дюнана, основала Международный комитет по оказанию помощи раненым воинам. С 1876 г. он стал называться Международным комитетом Красного Креста (МККК, International Committee of the Red Cross - ICRC).

Уже в октябре 1863 г. была проведена встреча представителей 16 государств, которые одобрили создание Комитета и приняли изображение его эмблемы - красный крест на белом фоне. Через несколько месяцев новая эмблема международной защиты - Красный Крест - впервые была использована во время военного конфликта между Пруссией и Данией из-за герцогств Шлезвиг и Гольштейн.

Идея международной помощи раненым получила широкий международный резонанс и 24 августа 1864 г. официальные представители 12 государств подписали конвенцию об улучшении положения больных и раненых в воюющих армиях. Женевская конвенция 1864 г. стала первым международным правовым документом, гарантирующим нейтралитет медицинского персонала, оборудования и учреждений.

Россия поддержала Конвенцию, и стала принимать активное участие в международной помощи раненым. 3 мая 1867 г. Александр II утвердил устав Общества попечения о раненых и больных воинах, которое в 1879 г. было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК). С первых дней создания Общество получило значительные права. Этому способствовало то, что оно находилось под покровительством императрицы, а его почетными членами стали император, все великие князья и княгини, представители аристократии и высшего духовенства.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i28/28470.jpg
Врачебно-санитарный отряд РОКК, отправившийся в Трансвааль для помощи раненым бурам. 1899 г.

В 1868 г. по инициативе РОКК в Петербурге прошла Международная конференция, принявшая Декларацию, запрещавшую использование в боевых действиях разрывных пуль. При деятельном участии России созывались конференции в Брюсселе (1874 г.) и Гааге (1899 г.), подготовившие Конвенцию о законах и обычаях сухопутной войны и принявших решения о распространении положений Женевской конвенции 1864 г. на защиту раненых в морской войне.

Первой серьезной проверкой возможностей РОКК стала Русско-турецкая война 1877-78 гг. Почти всю медицинскую помощь армии РОКК «взвалило» на себя. Были открыты лазареты в тылу действующей армии, созданы санитарные поезда, которые перевезли более 200 тысяч больных и раненых, сформированы мобильные медицинские отряды и перевязочные пункты для работы в непосредственной близости от мест боев.

Конец XIX - начало XX веков ознаменовались созданием многих национальных обществ Красного Креста и развитием международного сотрудничества в этой сфере. Стали периодически проводиться международные конференции, в работе которых принимали участие представители МККК, национальных обществ и государств - участников Женевской конвенции. До 1908 года таких конференций было проведено девять, в том числе в 1902 г. в Петербурге.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i28/28471.jpg
Госпиталь Английского общества Красного Креста. Первая мировая война

С началом Первой мировой войны МККК основное внимание стал уделять не раненым (ими в основном занимались национальные общества Красного Креста), а военнопленным. В Женеве было создано Агентство информации и помощи пленным всех стран, в котором работали добровольцы. В ходе войны агентство поставило на учет более 7 млн. пленных, установило судьбу значительного количества без вести пропавших. Представители Красного Креста контролировали соблюдение решений Гаагской конференции 1907 г. о содержании военнопленных, добивались посещения лагерей, организовывали переписку военнопленных с родственниками и получение ими посылок. Деятельность МККК в годы войны получила международное признание и в 1917 г. была отмечена Нобелевской премией мира.

После окончания войны МККК активно участвовало в организации репатриации миллионов беженцев и возвращения на родину бывших военнопленных. В 1919 г. национальные общества Красного Креста, работавшие независимо от МККК, создали Лигу обществ Красного Креста, которая стала координировать не только помощь жертвам войны, но и стихийных бедствий. С того времени МККК, Лига обществ Красного Креста и национальные общества получили обобщенное название «Международный Красный Крест». В 1986 г. было принято новое название - «Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца». Появление полумесяца связано с тем, что первоначально Турция (1876 г.), а затем и многие мусульманские страны приняли в качестве эмблемы международной помощи раненым Красный Полумесяц.

В период между мировыми войнами МККК способствовал принятию ряда международных правовых документов, регламентирующих правила ведения войны и содержания военнопленных. Конвенцию о военнопленных в 1929 г. ратифицировали все крупные государства, кроме Японии и СССР.

С началом Второй мировой войны МККК создал Агентство по делам военнопленных, в котором работало несколько тысяч добровольцев. Благодаря деятельности Красного Креста были спасены тысячи военнопленных, гражданских лиц, содержащихся в лагерях, и беженцев. МКК удалось даже организовать помощь евреям на территории Германии и оккупированных ею стран. Деятельность МККК в период войны была отмечена второй Нобелевской премией мира, присужденной в 1945 г.

Активную деятельность МККК продолжает и в настоящее время. На территории Российской Федерации работает Российское общество Красного Креста, которое пользуется широкой государственной поддержкой. Оно активно взаимодействует с МККК и Международной Федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. К сожалению, межнациональные конфликты, террористические акты, стихийные бедствия и техногенные катастрофы создают для него широкое поле деятельности.

В начале нового тысячелетия Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца приняло в качестве официального уже третий символ – «красный кристалл». Это связано с тем, что некоторые государства по религиозным соображениям не хотят использовать в качестве символа крест или полумесяц.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i28/28474.jpg
Официальные символы Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца


Уже 145 лет Красный Крест, следуя девизу «Per humanitatem ad pacem» (Через гуманизм к миру), спасает жизни людей там, где этого не могут или не хотят делать официальные государственные структуры.

7

Тайна томатного сока
http://img.sunhome.ru/UsersGallery/journal/0220102295503.jpg

Международная группа ученых-диетологов определила причины, по которым большинство авиапассажиров предпочитают утолять жажду во время путешествия томатным соком. Оказывается, другие продукты теряют свои вкусовые свойства.

После проведения ряда исследований выяснилось, что в небе, вероятно из-за низкого давления, вкус давно привычных напитков и блюд изменяется. В связи с этим во многих продуктах, которые подаются на борту, дозировка соли, сахара, пряностей и трав увеличена. В противном случае вкус и запах будут восприниматься приглушенно, как при сильном насморке.

Обычно соль в полете воспринимается на вкус на 20-30% слабее, чем на земле, а сахар дает на 15-20% меньший эффект. Кофе в полете станет более горьким, а вино Рислинг - еще кислее. Привычные еда и напитки, которые на земле кажутся удивительно вкусными, на высоте 9 тысяч метров становятся пресными.

В этом эффекте, который подсознательно ощущает на себе почти каждый пассажир, и кроется секрет популярности томатного сока. Оказывается, его крепко соленый вкус остается неизменным на высоте. В то же время апельсиновый и яблочный сок кажутся более терпкими и кислыми, и потому желание пить такую жидкость пропадает.

Менеджеры авиакомпаний, ведающие снабжением, подтверждают феномен, что из всех соков самой большой популярностью у их клиентов пользуется томатный. Например, только пассажирами авиакомпании Lufthansa было выпито 1,7 миллиона литров этого напитка в 2008 году.

Проведенные учеными исследования помогут авиакомпаниям в разработке самых удачных и вкусных меню для своих пассажиров, полагает издание.

8

тата написал(а):

Матрешка – внучка буддийского монаха

Матрешка сегодня – это некий классический атрибут России, который непременно привозят с собой иностранные туристы. Матрешка несколько столетий назад – одна из любимых детских игрушек. Однако, при огромной известности и популярности матрешки, тайна ее происхождения покрыта мраком. Кто же такая матрешка, коренная ли она жительница России или эмигрантка из других стран?

История говорит: сама матрешка, несомненно, родилась на Руси. Но вот ее дедушкой был буддийский монах Джарма. Он, сын двадцать восьмого патриарха Дзэн, был твердо уверен в том, что человек может стать Буддой, если прибегнет для этого к медитации. Доказывая свои утверждения делом, Джарма девять лет неподвижно провел в пещере, за медитацией и молитвами. Чтобы не спать, он удалил себе веки, а от полной неподвижности, как гласит легенда, руки и ноги Джармы просто отвалились.

Таким образом, Джарма или Даруму, как называли этого монаха японцы, прославился и стал неким символом буддизма, мудрости, просветления и покоя. Впоследствии в Японии начали изготавливать фигурки Даруму: без век, без рук и без ног. Он стал считаться богом.

Однако с течением времени количество японских божеств росло, и они присоединялись к выточенному из дерева Джарме-Даруму. В конце концов, их число достигло семи, по количеству тел, согласно учению Ошо. Это были физическое, эфирное, астральное, ментальное, духовное, космическое и нирванное тела. И все они воплотились в деревянных образах.


О том, кто впервые придумал сделать этих деревянных божков полыми, разъемными, разных размеров, и поместить их друг в друга, история умалчивает. Однако именно в таком виде фигурка буддийского монаха-бога досталась путешественникам из России. И этот образ вдохновил их на создание матрешки.

Первая из матрешек заключала в себе фигурки не только девушек, но и парней, всего восьмерых, по четыре каждого пола. Причем, обладали эти фигурки и подходящими для деревенского быта аксессуарами: миской, серпом, и так далее. А последней, неразъемной, была фигурка младенца в пеленках. Так что, матрешка представляла собой целую семью, являясь для детей прекрасной заменой современных Барби и Кенов.

Ну а почему же эту забавную куклу назвали именно «матрешкой»? Прослеживается аналогия: Матрешка – Матрёна – Матрона – так называли женщин почтенных и знатных. И действительно, матрешка вполне заслуживает того, чтобы считать ее знатной дамой. А по другой версии, «матрешка» это «русифицированное» имя индуистской богини-матери, которую звали Матри. По мнению «матрешковедов» обе эти версии имеют право на существование.
для печати отправить

9

О СНОВИДЕНИЯХ

Статья Кристфрида Тёгеля из «Европейской Энциклопедии философии и наук», том 4, Гамбург, 1990 г., стр. 616-18.

Chr. Tögel. Traum // Sandkühler, H. J. (Hg.), Europäische Enzyklopädie der Philosophie und Wissenschaften. Hamburg: Felix Meiner - 1990. - Т. 4. - С. 616-618.

Данное ещё Аристотелем определение сновидения как душевной жизни во время сна невозможно пока удачно заменить ни одним из существующих на сегодня определений. Похоже, что современные исследования сновидений специфицировали очень много вещей (например, частоту и длительность сновидений, зависимость их от характеристик личности и т. д.), но этим они никак не приблизились к разгадке сущности сновидений.

Наиболее древние послания из Шумер, Вавилона, Ассирии и Египта наделяют сновидения пророческими функциями, присущими феномену божественного происхождения (см. Lenormant 1878; Siebenthal 1953; Pongracz 1963; McKenzie 1970, Tögel 1987). И только в античной Греции появляются первые попытки научного объяснения сущности сновидений. Принципиально отклоняет возможность божественного происхождения сновидений Антифон. Гераклит указывает на значение памяти для образов сновидений. Демокрит отмечает зависимость сновидений от того, что было воспринятого человека перед этим и от репродукции увиденных образов. Аристотель среди всего прочего занимался и проблемой припоминания снов. Но особенно интересны размышления по поводу сновидений у Платона. Он считал (позже мнение Платона разделяли Августин, Ницше и Фройд), что каждому человеку присущи опасные, дикие, противоестественные страсти, которые очень часто и обнаруживаются в сновидениях. То есть, Платон смотрит на наши сновидения, как на площадку для игры тех влечений, которым не позволено появляться в сознательной жизни.

Средние века чуть ли не полностью ограничиваются одним только символическим истолкованием сновидений по принципу аналогий. Рационалистическая культура Ренессанса и Просвещения скорее отнеслась к сновидениям как мачеха. То тут, то там мы встречаем здесь лишь мимолётные упоминания о них в философских размышлениях. (например, у Беркли и Канта, Berkeley 1707/1708 и Kant 1790). В 19-ом столетии на тему сновидений появились как описательные, так и теоретико-философские трактаты (см. Schubert 1840; Radestock 1878; Spitta 1892 и др.). А наряду с этим проводятся первые эмпирические исследования сновидений (напр. Maury 1861).

Но началом собственной «науки о сновидениях» необходимо считать выход книги Зигмунда Фройда «Толкование снов» (Die Traumdeutung, 1900). Излагаемую Фройдом теорию сновидений, можно обобщённо представить следующим образом: сновидение, вспоминаемое после пробуждения, Фройд называет манифестным содержанием сновидения. Своим появлением оно обязано латентным мыслям сновидения (бессознательным желаниям), которые в результате проделываемой сновидческой работы (сгущение, смещение, вторичная проработка, формирование символов) настолько сильно зашифровываются, что совершенно неприемлемый для сознания материал может свободно пройти через цензуру сновидения. Именно в результате такой сновидческой работы и образуется столь причудливый или непонятный характер многих сновидений. И тем не менее, если кто-нибудь понимает механизм сновидческой работы, то ему можно будет без особого труда превратить манифестный (осознаваемый) материал сновидения в находящиеся за ним латентные мысли сновидения. Такой процесс, идущий по отношению к сновидческой работе в абсолютно противоположном направлении, Фройд называет толкованием сновидений. В результате дискуссий, разгоревшихся вокруг теории сновидений Фройда, сформировалось два направления исследований: физиологические исследования процесса сна и психологические исследования увиденных сновидений. Первый тип исследований привёл к таким важным открытиям как обнаружение во время сна фазы быстрых движений глаз (Rapid Eye Movements - REM), это было обнаружено в экспериментах Aserinsky и Kleitman (1953). Этим учёным удалось установить, что в течении ночного сна наблюдается около 4-6 периодов с быстрым движением глаз, каждый из этих периодов длится 10-50 минут. Дальнейшие исследования показали, что кроме этих периодов – называемых теперь REM-фазами – существует ещё целый ряд других физиологически активных процессов (фазовые реакции зрачков, незаметные подёргивания мышц, активация сексуальных органов и т. д.; см. Jovanovic 1976). Многое говорит за то, что эти фазы физиологической активности (или так называемый активный сон – AS) совпадают с фазами видения сновидений (см. Dement/Kleitman 1957; Dement/ Wolpert 1958; Berger/Oswald 1962). Но, вполне возможно, что и помимо REM-фаз существуют формы психической активности (Фолькис назвал их NONREM-Mentation'; см. Foulkes 1966).

Но сколько бы интересными не были отдельные результаты физиологических исследований сна, они так и не смогли прояснить важнейшую проблему в исследовании сновидений – почему какое-либо сновидение имеет именно это и никакое иное содержание, каков механизм его появления? Целый ряд исследований (см. Cartwright 1968; Jovanovic 1972 и др.) по меньшей мере хотя бы частично доказал правильность гипотез, выдвинутых Фройдом. Посредством так называемых прозрачных (очевидных) сновидений [lucid dreams] уже несколько лет пытаются найти экспериментальный доступ к главной проблеме, которую пытаются разрешить исследования сновидений (см., например, Hearne 1981). Особенно интересными в этом отношении являются размышления Bakan (1976), Jovanovic (1976) и Foulkes (1978). С философски-методологической точки зрения теории сновидений можно классифицировать следующим образом:
- глубинно-психологические (например, Stekel 1911; Jung 1948; Schultz-Hencke 1949; Kemper 1955; Wiesenhütter 1966);
- экзистенциально-аналитические (см. 1953; Boss 1975);
- эпифеноменальные (см. McCarley/Hobson 1977; Crick/ Mitchison 1983).

Несмотря на множество критических работ по психоанализу со стороны марксистов ими почти полностью игнорируется теория сновидений Фройда, как и появившиеся позднее психологические исследования сновидений (исключение здесь только: Bloch 1954, глава 14). Это вызывает особую досаду, так как Фройд именно в своих работах на темы сновидений видел «основной элемент психоаналитической работы», а результаты изучения сновидений считал «самым важным вкладом в психологию, сделанным со стороны психоанализа» (Freud 1913, 107). Таким образом, теория сновидений может стать тем узловым моментом, на котором будет удобно проверить научную приемлемость психоанализа. Интересно то, что фройдовский научный подход к двойственному характеру сна (психические компоненты – сновидения, физиологические компоненты – AS) реализует неоднократно рекомендовавшийся Engels (см. например MEW 20, 499) метод изолирования (абстрагирования). Фройд пишет: «Меня мало занимает проблема сна, так как в принципе это физиологическая проблема, хотя в характеристике состояния сна и содержатся изменения условий функционирования для психического аппарата» (Freud 1900, 33; подчёркивания C.T.). Этим Фройд показывает своё знание того, что противоречия, имманентно присущие сну, а именно, противоречия между физиологическим и психическими компонентами находят своё отражение в научной области, формируя два направления исследований –или физиологические исследования процесса сна, или психологические исследования увиденных сновидения. Фройд решился в пользу исследований сновидений, не забывая при этом, что он ограничивает себя исключительно одной стороной единого процесса «сна». – Главная проблема психологических исследований сновидений, вопрос о причинах и механизмах возникновения специфического содержания сновидений, так и остаётся без ответа. Так что наиболее серьёзным ответом до сих пор всё ещё остаётся теория сновидений Фройда.

10

Авиценна о упражнениях

http://img.sunhome.ru/UsersGallery/journal/032010172152.jpg

Сегодня очень много различной литературы в области фитнеса, лечебной физкультуры и других видов физической деятельности. Однако, как говорится, все новое, уже было когда-то раньше в веках. Поэтому предлагаем Вашему вниманию несколько советов от великого ученного-медика и философа арабского мира Абу Али ибн Сины, касающихся выполнения физических упражнений.
В одной из глав его главного труда «Канона врачебной науки» (1023 г.) указывается на состояние тела перед выполнением физических упражнений и важности подготовки организма к ним.

Как пишется в каноне «при начале физических упражнений тело должно быть чистым, то есть во внутренних органах и сосудах не должно содержаться плохих, незрелых химусов (соков и перевариваемой пищи – прим. ред), потому что физические упражнения распространяют их по всему телу». Помимо этого, вчерашняя пища уже должна быть усвоена внутренними органами. И лучше всего заниматься перед тем, когда подходит время следующего принятия пищи.

Однако не стоит заниматься спустя долгое время после принятия пищи. Готовность организма к занятию физическими упражнениями Авиценна советует определять по «зрелости мочи, по ее составу и окраске». Если прошло слишком большое время после переваривания и усвоения пищи, то в таком случае «естество человека на определенное время остается свободным от переработки пищи, и в результате этого в моче загорится огненная окраска, которая переходит границы естественной желтизны». Занятия упражнениями в таком состоянии вредны, так как способствуют истощению резервов организма.

Поэтому Авиценна заключает: «Если состояние человека нуждается в интенсивной физической деятельности, то желательно, чтобы его желудок был не очень пустым, а зимой в нем находилось бы небольшое количество пищи тяжелой, а летом легкой». Но перед началом занятий необходимо сначала «вытряхнуть излишки из кишок и мочевого пузыря», а уже потом приступать.

Состояние уравновешенности

Заниматься физическими упражнениями лучше, когда тело горячее и влажное, чем когда оно холодное и сухое. Самая лучшая пора — это состояние уравновешенности. Так как иногда человек с горячей и сухой натурой может заболеть, если выполняет интенсивную физическую нагрузку. А после прекращения может выздороветь.

Поэтому при подготовке необходимо сперва растереть тело грубой тканью, в результате чего оживает естество человека, и расширяются поры кожи. Затем следует натереться сладким маслом и провести легкий массаж мышц. После чего можно приступить к занятиям. В весенние дни лучше всего заниматься в дневное время, а летом можно заниматься и в более ранние часы. Зимой же лучше заниматься вечером.

Что касается продолжительности занятий, Авиценна советует обращать внимание на три критерия. «Первое — это цвет кожи человека: если он продолжает улучшаться, то значит, что еще можно продолжать упражнения. Второе — движения: если они продолжают оставаться легкими, то, значит, еще не пришло время прекращать упражнения. И наконец, третье — состояние органов: если они продолжают набухать, то также можно заниматься».

Когда же все эти проявления начинают исчезать, и пот начинает течь ручьем, то выполнение упражнений следует прекратить. После прекращения упражнений следует вновь натереться маслом, стимулирующих потоотделение, и в особенности после упражнений, «связанных с глубоким дыханием».

И наконец, крайний совет, заключающийся в постоянстве принятия определенного количества пищи и объемов физической нагрузки. «Если ты в первый день установил предел упражнений и питания, то в таком случае ты знаешь и, то количество пищи, которое можно перенести, поэтому ты ничего не изменяй на другой день, ибо количества пищи и упражнений на второй день должны быть такими же, какими они были в первый день».



Создать форум Помощь