Святая Дивеевская земля, избранная Самой Царицей Небесной в Свой последний четвертый удел на земле, много содержит в себе чудесного. Широко распространилась слава об этом удивительном уголке святости и милости Божией Матери к роду человеческому.
Среди многих святынь Дивеева особенно ярко сияет Святая Канавка Царицы Небесной.
Канавка Царицы Небесной, село Дивеево, Нижегородская область
Находясь в центре монастырской территории, она представляет собою молитвенное, духовное сосредоточение всей святыни Четвертого удела Богоматери, его сердце. Не случайно особые пророчества связаны со Святой Канавкой и местом бывшей Мельничной общины Матери Божией и Батюшки Серафима, внутри нее находящейся, а также предсказанной будущей здесь Киновией Великой Дивеевской Лавры. Преподобный Батюшка Серафим, исполняя указания Самой Царицы Небесной, велел сестрам свято соблюдать заповеди и устав, данный Ею для Мельничной общинки. Он говорил, что монастырь станет Лаврой, а это место, обнесенное валом, будет Киновией. Как в Иерусалимский Храм вошла Пречистая Богородица в сопровождении лика девственниц и введена была во Святая Святых, так Сама Она - прообразованная "Ковчегом завета", - указана Батюшке Серафиму, чтобы только девицы принимались бы в место будущей Киновии. Батюшка Серафим приказал вырыть Канавку, чтобы незабвенна была тропа, по которой ежедневно проходит Божия Матерь, обходя Свой удел. Он говорил, что Святую Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила; Канавка эта до Небес высока. Она всегда во веки будет стеной и защитой от антихриста.
О значении Святой Канавки Преп. Серафим говорил: "Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!"
Как будто что-то непонятное и даже страшное слышится в этих словах, а на самом деле в них великий смысл. Идти по той тропе, где шествовала Небошественная, Пречистая Пресвятая Дева, идти по Её следам, это значит - вступить в сферу небесной славы, чувствовать себя под непосредственным покровом Небесной Владычицы. Идти по этой тропе, читать архангельское приветствие: "Радуйся, Благодатная", и представлять, что Она, Честнейшая Херувим, здесь, пред тобою, слышит твое приветствие и отвечает тебе милостивым к тебе вниманием и Своею любовию - не достаточно ли этого, чтобы утолилась здесь всякая скорбь и сердце исполнилось бы всякой радости? Вот почему так почитают все Канавку, и считают святой обязанностью походить по ней, особенно в горе, несчастье и болезни; причем одни проходят один раз, другие три раза подряд, стараясь непременно прочитать 150 раз: "Богородице Дево, радуйся". Рвут на память, а также на исцеление травку и цветы, в том числе больной скотине. Берут и землю с Канавки, вспоминая слова Преподобного: "Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет нам она вместо золота!"